От Микки Мауса до «Звездных войн». Как корпорация Disney покорила мир

16 Жовтня 2018

Поділитись

Мегакорпорации The Walt Disney Company исполняется 95 лет. Все началось с маленькой анимационной студии Disney Brothers Cartoon Studio, названной братьями Уолтером и Роем Диснеем в честь себя 16 октября 1923 года, крохотного 12-минутного мультфильма, сделанного Уолтом Диснеем впервые не для дяди, а для себя.

В сегодняшней корпорации Disney не так-то много осталось сугубо “диснеевского”, кроме знаменитой фамилии, ныне применяемой исключительно в качестве торговой марки. В 2009 году умер Рой Эдвард Дисней, сын Роя Диснея и, соответственно, племянник Уолта. Он был последним из рода основателей компании, который был активно вовлечен в ее дела. Сейчас во всем руководящем составе компании нет никого с фамилией Дисней. Это больше не семейное предприятие по продаже прав на мультфильмы, это монструозная, даже пугающая своими масштабами и влиятельностью корпорация, в которой, судя по последним данным, приводимым на конец 2017 года, работает около 200 тысяч человек.

Получается, что и Диснеев уже никаких нет, и мультфильмов как-то маловато, а деньги все равно зарабатываются, и в гигантских объемах. Как это? Почему корпорация продает такое разнообразие товаров, услуг и развлечений с большой маржой, но продолжает пользоваться успехом, и ее все любят? Наконец, совершенно неясно, почему же в логотипе взрослой архисложноустроенной корпорации до сих пор сохраняется вроде бы совсем неподобающе несерьезный мышонок, правда, редуцировавшийся до одного черного кружка-лица, который пересекается с двумя кружками-ушами поменьше радиусом.

Итак, прежде всего Disney монетизирует интеллектуальную собственность, от того же “Пароходика Вилли” и Микки Мауса, которого в обмен на достаточные лицензионные отчисления разрешат напечатать абсолютно на любом товаре, имеющем спрос, и до “Звездных войн” и прочих героев Marvel, про которых и так ничего не надо объяснять. Проще говоря, главное достояние Disney — то, что они придумали. Идеи, которые, как утверждает поговорка, ничего не стоят, но здесь — стоят, и очень много. Отдельные усилия тратятся на то, чтобы защитить права на известнейшего героя Уолта Диснея, собственно, самого Микки Мауса. Герой появился все в том же “Паровозике Вилли”, показанном впервые 18 ноября 1928 года. Ради того, чтобы права на Микки Мауса не перешли в общественное достояние (а это должно было произойти в 2000 году), Disney продавили несколько изменений американского законодательства (закон о продлении срока охраны авторских прав из-за этого иногда называют “закон защиты Микки Мауса”), и теперь грызуна можно будет использовать только в 2036 году, то есть тогда, когда исполнится 70 лет со дня смерти Уолта.

Источник: http://bit.ly/2Adgv5f